Отдых и развлечения

Отправляемся в путешествие в Шотландию

Мы отправляемся в путешествие, где поезд — средство, а цель. The Royal Scotsman — старинный состав, курсирующий по Шотландии примерно так же, как круизный лайнер плывет по океану: гости развлекаются, спят и едят в нем, а на остановках выходят, чтобы осмотреть достопримечательности. Как и многие морские круизы, он начинается и кончается в одном и том же месте — в Эдинбурге. Длительность поездок на The Royal Scotsman разная: от двух до семи ночей. Наша — классическая, на пять дней и четыре ночи.

В день отправления к полудню мы с вещами должны приехать в отель The Balmoral: здесь собираются все, с кем нам предстоит проехать по Шотландии. Вообще-то поезд может принять 36 гостей, но в этот раз собралась группа поменьше — всего 24 человека. За чаем и сдобным печеньем мы знакомимся со своими попутчиками. Выясняется, что мы с моим другом — во всех смыслах исключительная пара. Здесь все из разных уголков мира: больше всего семей из Америки — от Калифорнии и Теннесси до Техаса и Нью-Йорка, несколько англичан и европейцев, и только мы — украинцы (на The Royal Scotsman даже русские в принципе редкость). К тому же мы здесь единственные, кому около тридцати,- все остальные существенно старше. Разве что из Норвегии вместе с родителями отмечать юбилей свадьбы приехали их взрослые дети — брат и сестра, но это единственное исключение.

Когда я бронировала поездку, мне казалось, что в круизы на старинных поездах ездят иссохшие аристократы в бриллиантах (кто-то вроде Круэллы де Виль из «101 далматинца»), но все наши попутчики — розовощекие бодрячки с фотоаппаратами и рюкзаками, в кроссовках и ветровках. Одним словом, абсолютно обычные туристы.

The Balmoral стоит прямо над железнодорожной станцией, и мы выходим из него сразу на свой перрон. К бордовому поезду с золотыми гербами ведет красная дорожка, капитан состава Фредрик Ласин жмет нам руки, и в поезд мы заходим под музыку — нас приветствует волынщик в ярко-красном тартане со страусиными перьями на берете.

The Royal Scotsman немного шире современных поездов, поэтому, когда мы едем по лесу, ветки гулко хлещут по его металлическим стенам. Ощущения — как от завывания ветра в камине: сначала страшно, а потом нравится. Зато рельсы, наоборот, очень тихие, и привычного стука колес не слышно. Пейзажи за окном идиллические: старинные двухэтажные деревушки, бескрайние поля, на которых пасутся овцы и коровы, леса и множество озер — больших и маленьких, круглых и изрезанных. Экскурсовод утверждает, что мы проезжаем самые красивые дороги Шотландии.

Наше купе по размеру примерно такое же, как в украинских поездах, только рассчитано на двоих, расположено не поперек, а вдоль вагона, и обставлено с изяществом: обшито деревом, укомплектовано винтажной мебелью — тут есть даже полноценный шкаф, а в конце купе за дверцей спрятаны душ, раковина и туалет. Конечно же, все крохотное, зато персональное.

На ночь поезд останавливается на железнодорожных станциях. Это, наверное, к лучшему: постели в купе узенькие, и в мою койку в районе головы упирается стол, а в районе ног — тумбочка, так что в движении я, наверное, могла бы поймать какой-нибудь косяк.

Чтобы выспаться, помыться и переодеться, купе абсолютно достаточно, но жить-быть тут тесновато — именно поэтому в поезде устроили специальный обзорный вагон. Тут только диваны, кресла, кофейные столики — и большие окна с двух сторон. Есть где и пройтись, и удобно устроиться, и развернуть по-человечески газету.

В обзорном вагоне мы проводим все свободное время. Он напоминает старинный салон: деревянная обивка, портьеры, шерстяной тартан на полу, размашистые вентиляторы на потолке, а на столах — живые цветы (хотя мне больше нравится ваза со свежей клубникой). В конце вагона открытый балкон, где можно подышать воздухом и сделать фото.

Тут же, в обзорном вагоне,- бар с 40 видами виски и всеми мыслимыми напитками от шампанского до пива: The Royal Scotsman принадлежит Orient-Express, и это единственный круизный поезд в сети, где в стоимость поездки включен даже алкоголь. Наш экскурсовод, очаровательная пожилая леди Сандра Фелто-Эдкинс, практически все время находится в обзорном вагоне и объясняет всем желающим, что именно мы сейчас проезжаем.

Люди в обзорном вагоне заняты полезными делами: либо пейзажами, либо друг другом -Wi-Fi в поезде нет. Он иногда появляется на станциях, где мы останавливаемся, и в принципе этого хватает, чтобы скачать новости и почту: The Royal Scotsman — самый медленный поезд на дороге, он вынужден подстраиваться под расписания быстрых современных составов, поэтому некоторые остановки достаточно долгие.

Впрочем, рассиживать в обзорном вагоне нам не приходится. Практически все время мы бегаем с экскурсии на экскурсию, и покой нам только снится. Путешествие на поезде оказывается совсем не тем томным развлечением, каким я его себе представляла.

Когда-то одна умудренная опытом дама сказала мне: «Круиз — это когда ты каждый день в новом месте, а вещи упаковывать и распаковывать не нужно» — и я влюбилась в эту идею. Мне казалось, вот он способ на 100% расслабиться. Собираясь в путешествие, я представляла, как мы будем ехать на поезде, смотреть в окно, изредка беседовать, раз в день выходить куда-нибудь на прогулку — и ехать дальше.

Но не тут-то было. Уже на второй день пути приходится встать в 6:30 утра. Первая прогулка стартует в 7:30 -а до нее еще нужно успеть в душ и одеться. На The Royal Scotsman военная дисциплина. Он едет по тем же путям, что и обычные шотландские поезда, поэтому должен неукоснительно соблюдать график. Иногда на посадку или высадку есть всего полторы минуты — и за это время успеть должны все 24 человека. Здесь кто не успел — тот опоздал.

То же самое с едой. Приемы пищи назначены на конкретное время, и кто не успевает в отведенные 45 минут, тот остается голодный. Потому что, во-первых, иначе он опоздает на следующую экскурсию. А во-вторых, потому что на кухне работают всего один шеф и один су-шеф, которые каким-то чудом ухитряются приготовить завтрак, обед и ужин для 24 гостей и всего персонала плюс сделать отдельные блюда для вегетарианцев, аллергиков и диабетиков. Каждый раз проходя вагон-кухню — а он находится между двумя вагонами-ресторанами, я заглядываю в окошко к поварам и вижу кастрюли с супами, противни с булочками и доски с рыбой. Кажется, они и так готовят сутками напролет, и дополнительно придумывать что-то для опоздавших им было бы чрезвычайно трудно.

Мой друг — поклонник планов и систем, и он в восторге от распорядка на The Royal Scotsman: ничего не нужно решать, все уже спланировано и организовано — остается только получать удовольствие. Я человек импульсивный, поэтому время от времени страдаю: за что на каникулах я встаю в шесть утра? Зачем обедать, если я еще не проголодалась? Почему я должна быть в группе, когда хочу уединения? И почему нельзя подольше остаться там, где мне очень нравится, в ущерб тому, где мне нравится меньше?

Одним словом, круиз на поезде -самый настоящий организованный туризм, и никакой самодеятельностью тут не пахнет. Максимум выбора — идти со всеми на экскурсию или остаться одной в поезде. Впрочем, как бы мне ни хотелось спать или бездельничать, экскурсии составлены так соблазнительно, что пропустить хотя бы одну безумно жаль,- и я хожу абсолютно на все.

За пять дней мы успеваем погулять по Киту — городку, где стоит вискикурня Strathisla, производящая главный спирт в бленде Chivas Regal. Здесь мы узнаем, что трубы вискикурень напоминают пагоды: такая форма создает наилучшую тягу для дыма. В Мьюир-оф-Орде мы совершаем тур по вискикурне Glen Ord 1838 года, одной из старейших в Шотландии. Проезжаем горы Торридон, в которых нет окаменелостей: они сформировались прежде, чем на Земле возникла жизнь. В самой северной точке нашего пути — приморской деревушке Плоктон — мы выходим в море на пароходике и плывем к островку, на котором кишат тюлени. Отсюда же, с парохода, мы любуемся закатом над гористым островом Скай — наверное, самое прекрасное, что я увидела в Шотландии.

И конечно же, в изобилии осматриваем все мыслимые и немыслимые шотландские поместья и замки — от небольших и уютных до помпезных и грандиозных.

Эйлен-Донан — замок-сувенир, крошечный, но очень фотогеничный — стоит прямо на море и весь усыпан башенками. В просторном, но обжитом замке Баллиндаллох, утопающем в роскошном саду, нас встречает сама хозяйка — Клер Рассел, спортивная пожилая леди с изысканными манерами и идеально поставленной дикцией. Огромный мрачный замок Глэмис, где росла королева-мать,- уже почти целиком превратился в музей. А поместье Ротимерхес в национальном парке Кэрнгормс — это лесная сторожка, где можно обогреться после прогулки по лесу, рыбалки или стрельбы, которые мы тут же опробуем.

В поезде культивируют атмосферу салона, где все свои, и всячески подталкивают к этому гостей. На всеобщее обозрение вывешены списки наших имен и имен сотрудников поезда, чтобы можно было в любой момент подсмотреть, как зовут нужного человека. Диваны и кресла в обзорном вагоне стоят группками и располагают к общению. В вагонах-ресторанах (их два, потому что в один все бы не уместились) столы выставлены сплошным рядом, как на русской свадьбе, так что путешественники волей-неволей начинают общаться с соседями. Мы, например, очень подружились с анестезиологом Хэмом и его женой, бывшим байером Шсрил из Техаса, с пожилой парой геев Марти и Реймондом из нью-йоркской издательской компании, а также с нашим норвежским ровесником Фабианом, который только что получил степень в Лондоне.

Раньше на The Royal Scotsman в одном вагоне-ресторане проходили неформальные ужины, в другом — формальные, а гости выбирали, куда им больше хочется. Но сейчас правила изменились: один день все ужинают формально, другой — неформально, и вечера все время чередуются. На неформальный ужин мужчины надевают костюмы, с галстуками или без, а женщины одеваются на свое усмотрение: одни приходят в брюках и кашемировых свитерах, другие — в сдержанных платьях.

Формальный ужин куда интереснее. Женщины надевают нарядные платья и украшения, мужчины — смокинги или килты. В нашей группе все выбирают смокинги, кроме норвежцев: они специально для этой поездки заказали себе килты из норвежского тартана — этот тип клетки шотландцы разработали специально для их страны в честь тесных связей, сложившихся между двумя народами. В такие вечера мне кажется, что я попала на дореволюционный прием в знатном доме: старинная мебель, учтивые официанты, дамы в жемчугах и перьях и господа в смокингах. И главное — это не презентация какой-нибудь luxury-новинки, а просто мы так едим.

Три раза за поездку после ужина нас ждут развлечения в обзорном вагоне. Один раз артист читает монолог о шотландских воинах и учит повязывать килт. Другой вечер посвящен разучиванию народных танцев (с молодым Фабианом из Норвегии в пляс пускаются даже самые флегматичные кумушки). Но мой любимый — вечер шотландских народных песен в исполнении скрипача Иена и гитариста Колина. Например, песня «Я свой собственный дедушка» -о том, как парень женился на вдове, а его отец — на ее дочери. Или зубодробительная Mary Alack, которую музыканты заставляют нас петь хором:

Подобные разухабистые мелодии иногда звучат в ирландских пабах Киева, поэтому к ним мы более или менее подготовлены. А вот что нас действительно удивляет, так это шутки Иена и Колина — настоящий народный стендап: «Под вентиляторами танцуйте осторожней, после прошлой группы до сих пор не могут отстирать кровь с занавесок»; «Гитару можно не настраивать, это же народные песни»; «Крайняя шотландская провинция — Англшир».

Но самое удивительное на The Royal Scotsman — это обслуживание. С момента встречи меня и остальных гостей весь персонал поезда — экскурсовод, стюарды, горничные — откуда-то знает по имени. Все — от повара и бармена до официантов — в курсе, что я вегетарианка, и перед каждым приемом пищи меня находит администратор, чтобы согласовать со мной индивидуальное меню. Впрочем, блюда тут согласовывают даже с теми, кто ест все,- на случай, если у гостя какая-то пищевая аллергия или он просто что-нибудь недолюбливает.

И в то же время обслуживание напрочь лишено какой-либо навязчивости или назойливости: перед нами никто не заискивает, не донимает бесконечными уточнениями и любезностями — персонал держится ровно, ведет себя дружелюбно, остроумно шутит и мгновенно выполняет просьбы. Например, когда мне нужен фен, он появляется у меня в купе через пару минут. Мой друг всего один раз в начале пути просит бармена наливать ему виски так, чтобы узнать о скотче самое интересное и попробовать самое лучшее,- и все пять дней без лишних напоминаний каждый раз получает новый сорт и короткий рассказ о нем. А узнав, что после поездки мы проведем выходные в Эдинбурге, наш экскурсовод Сандра составляет нам план действий на эти дни — так что мы ощущаем гостеприимство The Royal Scotsman до самого возвращения домой.

Комментарии запрещены.